Прицепной трамвайный вагон «С» Сокольнический. Часть первая. История, и воссоздание кузова.

В тридцатые годы прошлого века основным пассажирским транспортом города Москвы был трамвай. На него приходилось более 70% общего объема перевозок. В связи с этим необходимо было наращивать не только число моторных вагонов, но и увеличивать длину трамвайных поездов за счет прицепных. Одним из самых массовых прицепных вагонов в то время был вагон типа «С» (Сокольнический). Название свое он получил по первой букве завода разработчика и изготовителя СВАРЗ (Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод). Всего с 1930 по 1934 год выпустили 677 вагонов, производство было ориентировано в основном на Москву, хотя вагоны поставляли и в другие города СССР. Последний вагон этой серии вывели из эксплуатации в 1974 году в Краснопресненском трамвайном депо.

2. В качестве моторного вагона для них использовались трамвай серии БФ и КМ. На фото трамвайное кольцо «Проезд Энтузиастов», июль 1959 года. Маршрут 37.

3. Трамвайный поезд из вагонов БФ и С на Кутузовском проспекте, 1959 год.

4. Трамвайные поезда состояли из двух или трех вагонов. На фотографии трех вагонные поезда на конечной станции «Ризоположенская площадь» 1931 год. Маршруты 10 и 47.

5. Трехвагонные поезда БФ + С + С на площади Свердлова, ныне Театральной площади, 1933 год.

6. Не смотря на большие объемы произведенных экземпляров, вагоны этой серии считались утраченными, пока единственный вагон №4360 не был обнаружен энтузиастами в Коломне в виде сарая-бытовки на автостоянке.

7. В 2000 году специалисты Мосгортранса привезли этот вагон в Москву для дальнейшего восстановления.

8.

9. Вагон привезли на Трамвайно-ремонтный завод. Состояние кузова из-за сквозной коррозии было плачевным, и использовать его для восстановления не представлялось возможным, поэтому приняли решение построить вагон копию, используя сохранившиеся элементы оригинального трамвая.

10. Воссоздание началось с изготовления рамы. В качестве основного компонента использовали сохранившуюся раму от вагона КТМ-1, привезенную из Рязани.

11. Кузова трамваев отличаются по габаритам, поэтому раму от КТМ-1 необходимо было удлинить и изменить геометрию.

12.

13. Идет сборка силовых элементов кузова.

14. Продолжаются работы по кузову, монтируется каркас крыши вагона.

15.

16. Каркас вагона полностью готов, начинается обшивка металлическими листами.

17.

18. Внутрь трамвая уже можно зайти. Начинается примерка фанерных листов для изготовления пола.

19. Кузов собран, загрунтованы нижняя часть обшивки и каркас.

20. Идет работа над изготовлением пола вагона.

21.

22. На СВАРЗ приехал трамвайный вагон БФ №932, который будет головным (моторным) для трамвайного поезда. Вид на БФ с задней площадки вагона С.

23. Вагон полностью загрунтован, в работе – крыша трамвая.

24. Фанерные листы крыши.

25.

26. Также завершается сборка пола. А пока еще есть возможность взглянуть на то, как делается крыша с необычного ракурса. У вагонов серии «С», также как у КТМ-1, были дисковые тормоза и рессорная подвеска. Тормозной супорт поставят позже.

27. Крыша готова, на следующем этапе ее покроют брезентом и покрасят.

28. Вид вагона изнутри.

29. Установлен механизм открытия и закрытия дверей. Он от оригинального вагона «С».

30. Колесо похожее на штурвал — это стояночный тормоз.

Основные работы по кузову завершены.

Вторая часть репортажа. Отделка кузова и сборка салона.

Снято в рамках совместного проекта с ГУП «Мосгортранс» «Ожившая история Мосгортранса».

Фотографии №1, №9 — №31 Михаил Глаголев.
Фотографии №6 — 8  Вадим Розалиев.
Фотографии №2, 3 Ray Degroote.
Фотографии №4, 5 найдены в интернете, авторы неизвестны.

Читайте также: