Восстановление мотоцикла Урал ИМЗ 8.103-10
Мотоцикл Урал ИМЗ 8.103-10 выпускался с 1987 по 1996 года в городе Ирбит Свердловской области. У нас есть возможность наблюдать за процессом восстановления (и модернизации) одного из представителей данной модели.
2. В таком состоянии мотоцикл попал к нынешнему владельцу. Пробег на момент покупки 10500 километров, мотор работает неустойчиво, с посторонними шумами и разной компрессией в цилиндрах. Были проблемы с электрикой.
3. Первичные «реанимационные» действия возымели успех, были решены основные проблемы с электрикой и неустойчивой работой двигателя. После тестовой поездки был составлен список работ: делать нужно всё. Маховик задевал за картер и имел ощутимый осевой люфт, КПП «выла» на всех передачах, новое реле зарядки также сгорело. Приступили к разборке.
4. Диодный мост генератора говорит сам за себя, но обмотки целы. Заменили мост, сальник и подшипники.
5. В закромах был найден ржавый кусок железа (в девичестве корпус воздушного фильтра фирмы КБМТС) и возвращен к жизни.
6. Передняя вилка требовала ремонта, но решено было заменить на другую. Продолжили разборку.
7. Двигатель и КПП были полностью разобраны, отмыты и получили новые подшипник KOYO, сальники Corteco. Цилиндры расточены до 89мм, установлены кованные поршни с увеличенным вытеснителем, что позволяет штатно эксплуатировать мотор на бензине АИ92. Также использованы поршневые кольца Kolbenschmidt и пальцы KIA.
8. Редуктор был перебран, заменены сальники и подшипники. Установлены карбюраторы Keihin Pz-30 с ускорительным насосом, тросы газа сначала просто «адаптировали» изолентой.
9. Реле зарядки установили ВАЗовское, оптику Освар (от Ваз21011), заменили порванные сидения, также была установлена передняя вилка рычажного типа от модели Урал Турист (ИМЗ 8.103-40).
10. Далее начался процесс комплектования мотоцикла различными мелочами, улучшающими эксплуатацию.
11. Установлен ветровой щиток на коляску, новый полог взамен рваному оригинальному. Уложены коврики в коляску, установлены резиновые проставки под кронштейны фонарей (без которых со временем протирается краска и металл крыльев начинает ржаветь).
12. Заменен бак на вариант с бардачком — отсеком для вещей, прозванным в народе «бутербродница».
13. С помощью автомобильной подкраски устранены мелкие недочеты по покраске. Установлены ветрозащитные щитки для ног водителя.
14. Мотоцикл был протестирован в условиях лунной ночи. Встреченный в поле призрак одобрил выбранные решения.
15. Штатный генератор Г-424 не отличается высокой надёжностью, поэтому был заменен на более мощный Г-1000 от трактора Беларусь (с соответствующей адаптацией). Также были усовершенствованы головки цилиндров, в которых были установлены автомобильные клапана, пружины и бронзовые седла.
16. Оптика Освар тн124 (устанавливается на мотоциклы Урал современного выпуска) примерно в 2 раза лучше освещает дорогу относительно заводского варианта.
17. Блок предохранителей заменен на вариант от трактора МТЗ под 4 флажковых предохранителя, и установлен под фарой на шпильки крепления переднего крыла.
18. По результатам обкатки заменена КПП на новую, в которой сразу были установлены сальники Corteco, а также роликовый выжимной подшипник.
19. Из «запасов» также были установлены ручки для заднего пассажира, хромированные кронштейны фонарей коляски и заднего фонаря мотоцикла. На баке заменен кант на белый, установлен «почтовый» замок в крышку бардачка и крышка бака с замком. Наклеены современные логотипы на бак.
20. Нержавеющие глушители «Конус» от фирмы КБМТС, дуга защиты левого цилиндра, хромированные боковины защиты аккумулятора.
21. Крыло коляски было зачищено, подправлены замятия и заново окрашено.
22. По результатам поездок в темное время суток была заменена оптика в фаре на немецкую Hella под лампу H4, т.к. свет от неё примерно в два раза лучше, чем от отечественной (фирмы Освар).
23. Мотоцикл уверенно едет по шоссе со скоростью до 90км/ч и также легко по полю. Расход топлива по трассе около 5.5л/100км.
Фотограф: Моисеенков Андрей.