Дни НАТО 2013 – NATO Days 2013
Мир постепенно выходит из пандемии, снимаются ограничения, но размах мероприятий пока не такой, как раньше. В ожидании масштабных шоу, мы предлагаем вам оглянуться назад и посмотреть на довольно интересное мероприятие, проходившее каждый год (в 2020г. без зрителей) в чешской Остраве – Дни НАТО (чешск. DNY NATO).
Как следует из названия, это военное шоу с участием войск североатлантического альянса, членом которого является Чехия. Мы посетили DNY NATO 2013. Как и любое подобное мероприятие, оно началось с прилета гостей самых гостей со всех краев Земли. Соседи-побратимы из Словакии пришли парой МиГ-29.
Нам всегда отрадно видеть отечественную технику за рубежом (ее в этом репортаже будет еще много!). Вот, например «Руслан», Ан-124 авиакомпании «Волга-Днепр» — прилетел из Афганистана, как официальный партнер-перевозчик сил НАТО в антитеррористической операции.
Ни одно шоу с вывеской «NATO» не может обойтись без «заокеанских партнеров». Но в тот раз, в Остраве, США выступили достаточно скромно, направив вот этот Beechcraft.
Зато, коллеги из RAF преподнесли сюрприз всем любителям авиации, прислав классический Panavia Tornado.
Военно-воздушные силы Чехии отметились участием шведского JAS-39C Grippen, который является их основным истребителем.
Присутствовали гости и из других стран (Бельгия, Нидерланды, Германия и другие), но, в основном на привычных типах самолетов, в основном F-16. Поэтому, предлагаем переместиться с небес на землю, где начали разворачиваться события шоу. Программу открыл залп самоходных гаубиц Vz.77 «Dana»
После этого «в бой» пошел Т-72, показав яркую и динамичную программу.
Однако, и раньше, и сейчас без пехоты не обойтись. Бойцы чешской армии любят российскую технику и в качестве боевой машины используют BVP-2, чехословацкий вариант легендарной «двойки» — БМП-2.
Пехота спешилась и подавила сопротивление.
«Бой» выигран! Стоит отметить, что на вооружении Армии Чехии стоит не только советская техника. Активно внедряются и современные средства, как вот эта боевая бронированная машина KBVP «Pandur II» с пушечным модулем RCWS-30, разработанная в Австрии.
Наземная часть динамической экспозиции завершилась и пришло время опять поднять голову вверх. В небе группа заправки! В составе двух чешских «Гриппенов» и шведского танкера Lockheed KC-130.
Промчавшись по небу, эта тройка уступила место нидерландскому F-16 показавшему публике атлетичный пилотаж с рвущим уши форсажем.
Из-за того что ВВС Чехии используют JAS-39, шведских гостей было больше всего, а самым запоминающимся из них стал Saab 37 «Viggen». Настоящий ретро-самолет разработанный еще в 1960-е и первый в мире военный реактивный самолет, выполненный по схеме «утка» (переднее горизонтальное оперение), пошедший в серию.
Опять отечественная техника! На этот раз винтокрылая – пара Ми-8 продемонстрировала отличное взаимодействие.
Пока «восьмерки» летали у земли, в высоту с ревом взмыл австрийский Eurofighter Typhoon. Еще одна «утка» и весьма агрессивный небесный боец.
Одними из главных звезд Дней НАТО 2013 стали самые настоящие звезды. «Турецкие звезды» — авиационная группа высшего пилотажа ВВС Турции.
«Звезды» летают на довольно редких сейчас F-5 «Freedom Fighter», легких истребителях третьего поколения.
Старая техника всегда вызывает немного ностальгической грусти и много радости оттого, что она до сих пор живет. Главным ветераном в небе Остравы стала «Cobra» АН-1, первый в мире боевой вертолет.
Следом грозно закружился Ми-24 чешских ВВС.
А завершила летную программу того дня пилотажная эскадрилья военно-воздушных сил Испании «Patrulla ASPA».
Пятерка легких, маневренных Eurocopter EC120 показала искрометный пилотаж, порадовав зрителей головокружительными фигурами.
Насыщенная и разнообразная программа «Дней НАТО 2013» подошла к концу. Прошло семь с половиной лет и сейчас вряд ли «Волга-Днепр» прилетит на праздник североатлантического альянса, но мы верим, что люди всегда смогут договориться и жить по-добрососедски, как, например, словаки и чехи, и мы еще увидим шоу, где в общем мирном небе будут соревноваться исключительно в зрелищности программы Cу-57 с F-22.
корреспондент Олег Тесленко